Перейти на главную страницуОтправить письмоКарта сайта
Поиск
Международный военно-музыкальный фестиваль
Президентский оркестр и Звезды русской классической оперы в Кремле
Галерея
Галерея
Поставщики двора Его Императорского Величества
Поставщики двора Его Императорского Величества












КАК СОЗДАВАЛАСЬ КНИГА
Представьте такую картину...
Первые листы подписываются аккуратно,
по центру листа. Буквы в подписи очень
разборчивые. Чётко прописаны завитки,
штрихи и прочие индивидуальные
«загадки». Но скоро рука устает…



Уникальный издательский эксперимент готовился в течение трех лет. Изучался многовековой опыт издания рукописных книг, по сей день хранящихся в Российской государственной и национальной библиотеках. Были изучены десятки сортов дизайнерской бумаги, расположение волокон, свойства чернил, перьев, особенности переплета.

Задача стояла серьезная: создать книгу, которая будет сочетать в себе рукописные и печатные элементы, и при этом в течение нескольких сотен лет не утратит своего первозданного состояния. Другая задача, которую пришлось решать издателям – мотивация, руководствуясь которой выдающиеся деятели отечественной культуры будут готовы к созданию такого необычного портрета уходящей эпохи.

Но если при решении технических вопросов издательство могло экспериментировать, не опасаясь ошибок, то работа по вовлечению героев книги должна была пройти без сбоев. Одни участники книги сразу соглашались принять участие в проекте. На переговоры с другими уходили годы.

Предварительно каждому герою книги было предложено обычной ручкой на обычном листе бумаги написать краткое обращение к будущим читателям: от трех до десяти предложений. При этом по возможности избежать автоплагиата и цитирования общеизвестных высказываний, зато не скупиться на собственные мудрые мысли. Позже, после того, как эти тексты были написаны, они вместе с фотографиями авторов, были напечатаны тиражом 250 экземпляров и переданы каждому на подпись. То есть каждому герою предстояло поставить 250 подписей под собственным изречением.

Представьте такую картину... Первые листы подписываются аккуратно, по центру листа. Буквы в подписи очень разборчивые. Чётко прописаны завитки, штрихи и прочие индивидуальные «загадки». Но скоро рука устает. Подпись становится небрежней. Автограф начинает «гулять» от края к краю листа. От сильного нажатия пером в бумаге продавливаются глубокие борозды, передающиеся на лист, что лежит снизу. Попытка ускорить процесс приводит к небрежности и вылету «хвоста» подписи – особенно у тех, кто пишет размашисто – за границу листа. …Ладони потеют. Пальцы соскальзывают с шариковой ручки и на бумаге остаются отпечатки. Здесь же сплошь и рядом следы то от ремешка часов, то от браслета или перстня. И так 250 раз… Работа постоянно прерывается, то желанием размять руки, то необходимостью ответить на телефонный звонок. А то и просто поговорить захочется.

Не каждую автограф-сессию удавалось проводить в один приём. Достаточно сказать, что Чингиз Айтматов прерывал эту работу на несколько месяцев, улетая по делам в Брюссель, подписывая часть листов за столом посла Киргизии в Бенилюксе. А завершал процесс уже по возвращении в Москву, в киргизском посольстве. Тем не менее, у кого-то весь этот процесс занял совсем немного времени: стопятилетнему художнику Борису Ефимову потребовалось два часа. Михаил Пуговкин подписывал неделю, а Анатолий Карпов – три месяца. Подписные листы приходилось доставлять Борису Стругацкому, и Олегу Басилашвили – в Санкт-Петербург. А к Эдите Пьехе вообще пришлось ездить едва ли не на берег Ладоги.

К концу первого года работу с подписыванием листов закончили 25 героев. Они и вошли в первую книгу. Те, кто подписывал листы слишком долго (например, Людмила Зыкина), автоматически были перенесены во вторую. В итоге общее количество имен перевалило за полсотни, и издательство фактически готовит к выходу уже не только вторую, но и третью книгу «Автограф века».



Издательство «АВТОГРАФ ВЕКА»


Департамент по связям с общественностью

Гильдии поставщиков Кремля