Перейти на главную страницуОтправить письмоКарта сайта
Поиск
Международный военно-музыкальный фестиваль
Президентский оркестр и Звезды русской классической оперы в Кремле
Галерея
Галерея
Поставщики двора Его Императорского Величества
Поставщики двора Его Императорского Величества












Программы Гильдии

Конференция «Поставщики Московского Кремля. Стандарты качества»

Москва, 28 мая 2004 г.

28 мая 2004 года в Москве по инициативе ФГУП «Кремль» Управления делами Президента РФ, Фонда «Кремль-9» и «Гильдии поставщиков Кремля» состоялась конференция «Поставщики Московского Кремля. Стандарты качества».

Конференция была проведена при поддержке: Совета Федерации Федерального Собрания РФ, Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, Управления Делами Президента РФ, Геральдического Совета при Президенте РФ, Российской Академии наук, Академии стандартизации.

В Конференции приняли участие представители отечественных и зарубежных предприятий, инвестиционных компаний и банков, научных институтов, общественных и профессиональных объединений, законодательной и исполнительной власти, СМИ.

С докладами на Конференции выступили: Вьюгин О. В. (руководитель Федеральной службы по финансовым рынкам), Онищенко Г. В. (руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека при Министерстве здравоохранения и социального развития РФ), Вилинбахов Г. В. (Председатель Геральдического совета при Президенте РФ), Данилов-Данильян А. В. (руководитель Рабочей группы при Экспертном управлении Администрации президента РФ по вопросам государственного регулирования в сфере промышленности и научно-технической деятельности), крупные отечественные и иностранные предприниматели, руководители инвестиционных и консалтинговых компаний, представители научного сообщества.

Главной целью Конференции стало обсуждение ряда чрезвычайно актуальных тем, связанных со стратегиями развития отечественного производства:

Формируя тематику Конференции, инициаторы исходили из того, что интенсивное вовлечение России в мировые экономические процессы требует кардинального изменения акцентов в производстве и промышленной политике. Очевидно, что в современных условиях статус нашей страны на международной арене, уровень жизни ее граждан, показатели роста национального валового продукта — во всё большей степени будут зависеть от конкурентоспособности российских производителей, которая, прежде всего, определяется качеством их продукции.

Однозначные критерии качества задаются стандартами. В их отсутствии конкуренция превращается в игру без правил. Внедрение в России признаваемых в мире стандартов качества, возведение категории качества в статус влиятельного фактора государственной промышленной и инвестиционной политики способно радикально повлиять на будущее России. Это ключевой ресурс повышения конкурентоспособности страны, единственно рациональный путь к иной, устойчивой и перспективной структуре экономики, к стабильному и сильному государству.

По этому пути после Второй мировой войны пошли Япония и Германия. На этом пути в свое время добились успеха Соединенные Штаты, Франция, Британия — все, кто сейчас определяет правила игры в мировой экономике. Альтернативный путь только один — массовый дешевый экспорт как в Китае или тотальная зависимость от рынков сырья, как у арабских экспортеров нефти. С очень бедным населением и постоянной угрозой социально-политических потрясений.

Однако, по мнению ряда участников Конференции, в том числе и Олега Вьюгина, руководителя Федеральной службы по финансовым рынкам, желание отечественных производителей выпускать продукцию в соответствии с мировыми стандартами качества может привести к росту затрат на производство, к росту издержек. Соответственно, цены на высококачественную продукцию окажутся значительно выше среднерыночного уровня, в результате эта продукция не будет иметь массового спроса внутри страны. В таком случае борьба за качество обернется для отечественных производителей сужением рынка сбыта, что в перспективе может привести к падению производства. Установление же цен на высококачественную продукцию на среднерыночном уровне при росте издержек значительно сокращают прибыль производителей, что, в свою очередь, также не способствует увеличению инвестиций и расширению производства. Разрешить эту дилемму возможно только за счет повышения рентабельности производства, снижения издержек, эффективности менеджмента. Только в этом случае высококачественная продукция сможет иметь массовый спрос внутри страны и будет конкурентоспособна за рубежом, только в этом случае отечественные производители получат мощный стимул для развития. Ориентируясь на признаваемые в мире стандарты качества, необходимо одновременно повышать рентабельность отечественного производства, иначе ничего не изменится ни в структуре российского экспорта, ни в характере внутреннего спроса.

Внедрение в России общемировых стандартов качества — это не только стимул для экономического роста, в настоящее время это уже вопрос выживаемости нации. Сегодня в России только 6% детей рождаются здоровыми. В Москве — самом благополучном городе страны — независимо от материального положения родителей 80% детей рождаются с той или иной формой рахита. Смертность в трудоспособном населении растет быстрее, чем среди людей пенсионного возраста. Демографические прогнозы указывают на то, что к 2050-му году население России может сократиться до 80-ти миллионов человек. А такое сокращение населения — практически вдвое — всегда создает угрозу утраты части территории страны. Отсюда значимость экологического контроля и, прежде всего, контроля качества продовольствия.

По словам Геннадия Онищенко, руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека при Министерстве здравоохранения и социального развития РФ, 80% вредных веществ человеческий организм получает именно с продуктами питания. Поэтому потребитель должен иметь полную информацию о том, какого качества продукцией он пользуется. И даже на минимальном уровне потребления он должен быть защищен от продукции, наносящей ущерб здоровью. По крайней мере, предупрежден о возможном ущербе.

В последнее десятилетие в нашей стране необычайно быстрыми темпами развивается процесс становления рынка интеллектуальной собственности, которая является не менее важным ресурсом роста экономики. Пренебрежение им уже сегодня приводит к миллиардным потерям государства и частных производителей, наносит серьезный ущерб имиджу государства, ставит под вопрос способность российской экономики адаптироваться к условиям постиндустриального общества.

За последние двадцать лет произведено информации больше, чем за предыдущие пять тысяч лет. Сегодня, на этапе перехода мировой экономики от индустриального общества к информационному обществу, доля нематериальных активов в структуре стоимости бизнеса превышает 50 %, интеллектуальная собственность, поэтому эффективное управление ею приобретают первостепенное значение.

По мнению Александа Идрисова, управляющего партнера компании «Про-Инвест Консалтинг», главное отличие сегодняшней экономики, «экономики знаний» — это новая природа конкуренции — конкуренция интеллектуальных способностей. Выбор невелик. Либо мы становимся страной, которая по праву займет место одного из мировых интеллектуальных лидеров, либо мы обречены довольствоваться задворками глобального рынка. Как сказал Александр Идрисов, в настоящее время Россия имеет все предпосылки для того, чтобы добиться высочайшего уровня интеллектуального развития, но для этого необходимо решить ряд проблем. Плохая организация и неэффективное управление — важные, но не единственные проблемы. Самое значительное препятствие — отсутствие четко сформулированных целей и заявленной лидерами страны потребности в развитии интеллектуального потенциала.

Для решения обозначенных проблем инициаторы, организаторы и спикеры Конференции предложили ряд мер, главная среди которых — ужесточение требований к качеству продукции, предназначенной для широкого кругу потребителей, введение в России новых стандартов качества, соответствующих требованиям мирового рынка. Очевидно, что эти меры выходят за пределы компетенции государства.

По мнению Антона Данилова-Данильяна, руководителя Рабочей группы при Экспертном управлении Администрации президента РФ по вопросам государственного регулирования в сфере промышленности и научно-технической деятельности, сертифицируя ту или иную продукцию, государство должно проверять ее только на предмет соответствия нормам безопасности для жизни и здоровья потребителей. Формулирование же более жестких критериев качества и проверка продукции по этим критериям должны находиться в компетенции Системы сертификации, созданной самими участниками рынка.

Этой деятельностью в настоящее время занимается «Гильдия поставщиков Кремля», организовавшая и презентовавшая на Конференции Систему добровольной сертификации. СДС вводит на российском рынке стандарты качества, не дублирующие ГОСТы, а соответствующие максимальным критериям качества, существующим в России, и высшей планке мировых стандартов. В своей деятельности Система добровольной сертификации будет ориентироваться не на действующие сегодня в США достаточно «либеральные» стандарты, а на европейские нормы, в которых содержится максимально жесткий контроль над использованием ГМИ в продуктах питания.

Как считает Борис Кузькин, руководитель Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора (ЦГСЭН), в некоторых случаях существующие сегодня в России стандарты качества выше даже этих жестких европейских требований. Это касается, например, детского питания.

Компании, успешно прошедшие процедуры экспертной проверки в рамках Системы добровольной сертификации, могут претендовать на получение почетных званий и прав на использование соответствующих знаков отличия: «Официальный поставщик Московского Кремля», «Поставщик Московского Кремля» или «Член Гильдии поставщиков Московского Кремля».

Это не только возрождение исторической традиции моральной поддержки государством производителей и поставщиков высококачественной продукции, это реальная помощь лучшим российским производителям и поставщикам в расширении рынков сбыта. «Гильдия поставщиков Кремля» намерена создавать торговые сети, в которых будет реализовываться продукция, соответствующая критериям качества, установленным в СДС, а также обеспечивать своим членам юридическую поддержку и защиту.

Для того, что пройти Систему добровольной сертификации и стать членом «Гильдии поставщиков Кремля» необязательно быть крупной компанией, но необходимо производить продукцию, соответствующую стандартам качества, установленным в СДС. Как считает Борис Кузькин, руководитель ЦГСЭН, соблюдение принципа жесткой «селекции» при отсутствии дискриминации производителей — это основной принцип функционирования Системы добровольной сертификации и «Гильдии поставщиков Кремля».

Стенограммы выступлений


Департамент по связям с общественностью
Гильдии поставщиков Кремля